16.06.14

Edward Burne-Jones. Эдвард Бёрн-Джонс.

Смерть Медузы I. Ок.1882г.

Среди британский художников 19-го века было множество ярких и талантливых личностей так или иначе связанных с духом романтизма, а затем и особого английского течения в искусстве - т.н. движением прерафеэлитов. Некоторые современные исследователи смело называют это явление "викторианским авангардом".  
И один из самых ярких представителей этого движения - Эдвард Бёрн-Джонс. Удивительно тонкий, дотошный, меланхоличный живописец, создатель прекрасных декоративных композиций и множества церковных витражей. Собственно движение прерафаэлитов было одним из немногих организованных и идеологически удачно обоснованных альтернатив  Королевской Академии. 


The Golden Stairs

Художник в 1882 году
Большое значение уделялось технике создания картин. Чтобы воспроизвести манеру итальянских художников, работавших до Рафаэля, живописцы братства делали скрупулезные этюды тонов с натуры, воспроизводя их насколько возможно ярко и отчетливо, писали картины на влажном белом грунте. Они увеличили размеры полотен, чтобы уместить человеческие фигуры и предметы в их натуральную величину, как того требовали старые средневековые каноны настенной живописи.    Конечно, основным источником сюжетов была Библия. В дальнейшем их творчество было тесно связано с литературой: с произведениями поэтов эпохи Возрождения - Данте, Шекспира, средневековыми легендами и балладами с поклонением прекрасной даме, самоотверженным мужеством рыцарей.

Берн-Джонс родился в 1833 году, в семье скромного рамочника-золотильщика Бирмингема. С раннего детства художник жил в собственном мире грез и фантазий, отгородившись от окружающего мира. В школе все же был прилежным, особенно в математике, по которой выиграл немало призов. Чуть позже были попытки изучения теологии и желание стать священником.  Но статьи критика Джона Рёскина познакомили его с братством прерафаэлитов, идеи которых были созвучны со взглядами Эдварда на искусство. От богословия он отказался, чтобы сделать искусство своей первой религией. 


Автопортет
Если не считать уроков у Россетти, Берн-Джонс не получил практически никакого художественного образования, всего в искусстве добившись своим выдающимся упорством.  Его многочисленные ранние работы, выполненные чернилами и акварелью, проработаны исключительно тщательно и рассказывают в основном о романтических литературных сюжетах. Влияние искусства Россетти на творчество художника неоспоримо. Оно видно и в типах лиц персонажей, и в декоративности, и в прихотливости рисунка. 
В 1860 году художник женился на Джорджине Макдональд, сестре своего старого школьного друга. Джорджина была идеальной хозяйкой дома и хранительницей очага. Отличалась ровным спокойным характером: именно такая жена нужна была нервному, аскетичному художнику, предпочитавшему светским удовольствиям работу в мастерской до полного нервного истощения, неизменно приходящего после завершения очередной большой работы. Джорджина окружила Эдварда заботой, заменив ему мать (которой он никогда не знал) став его музой и помощницей в делах. 


Охотничьи угодья купидона. 1885г.
William Scott Luce Window Malmesbury Abbey
Движение прерафаэлитов второй волны, к которому примыкал наш художник, значительное внимание уделяло декоративно-прикладному искусству, возможно противопоставляя его штампованным изделиям промышленного массового производства. 

Увлечение Средневековьем заставило прерафаэлитов изменить отношение к ремеслам, сделав их важной составляющей своего искусства. В 1861 году когда Моррис открыл в Лондоне фирму "Моррис, Маршалл, Фолкнер и Ко", занимавшуюся производством предметов декоративного искусства и домашней утвари (расписная мебель, витражи, керамика, обивочные ткани, предметы декора), Берн-Джонс присоединился к другу, став одним из деятельных участников движения "Искусства и Ремесла". Во многом именно на проектах и рисунках Эдварда держалась доходная деятельность фирмы, в которой он был разработчиком витражей фактически до конца жизни: сохранилось около тысячи эскизов выполненных им. 

Зеркало Венеры, 1875

Пигмалион и образ. Сердечное желание. 1870
Работая активно как декоратор, художник не оставлял параллельных занятий живописью. Уже в 1860-х Берн-Джонс приобрел некоторую репутацию, позволившую ему занят твердое положение в мире искусства. Он стал известным в среде богатых и образованных людей. Постоянно неудовлетворенный результатом художник нередко возвращался к работе над своими полотнами через много лет, поэтому весьма сложно проследить эволюцию его стиля. Неуверенный в себе художник выставлял картины на всеобщее обозрение очень редко и потому был совершенно неизвестен широкой публике. Лишь в 1877 году картины были замечены и получили высокую оценку. В 1880-х он быстро стал широко востребованным.

Бёрн-Джонс отличался исключительной основательностью в подходе к изображаемому предмету. Чтобы добиться большей достоверности в передаче растений, он просил одного из своих друзей, имевшего загородный дом с садом, прислать ему самые тернистые ветви кустарника и тщательно изучал их причудливую пластику.

Авторские повторения одних и тех же сюжетов были для художника, как и для многих других прерафаэлитов, обычной практикой. Одним из таких циклов стал "Пигмалион и Образ" из четырех картин, рассказывающий о древнегреческом мифе любви скульптора к своему творению. тот цикл как никакой другой демонстрировал искреннюю любовь художника к идеалам итальянского Возрождения.  Другой знаменитый цикл "Персей" создавался настолько долго, что заказчик не дождался его полного завершения, приобретя четыре из десяти запланированных работ. 

The Wheel of Fortune
Wise and foolish virgins. 1859

Моргана ле Фей. 1862


Lady Frances Balfour 1881

Danae or The Tower of Brass

Шиповник III: Королевские покои. 1870-1890

Битва Персея с драконом. 1878
В 1890-е здоровье Бёрн-Джонса, подорванное постоянной изнуряющей работой в мастерской, значительно пошатнулось. Он скончался 1896 году, но после смерти его репутация была неоднозначной. Одни критики упрекали художника в декадентстве, а его полотна  - в излишней и ненужной тщательности, другие насмехались над наивными идеями рыцарства. Сам же художник хотел чтобы его картинами наслаждались, а не анализировали их.



Король Кофетуа и нищенка 1884




Ссылки:

Українська Вікі
Про художника в англійській Вікі
Гугл-выборка картин художника
Творчество художников викторианцев
Витражи Бёрн-Джонса
СВЕТСКИЕ И СКАЗОЧНО-МИФОЛОГИЧЕСКИЕ КРАСАВИЦЫ. EDWARD BURNE-JONES
Художник Burne-Jones Edward
http://gallerix.ru/album/Burne-Jones
http://www.centre.smr.ru/win/artists/bern-djons/biogr_bern-djons.htm


Ссылки на электронные книги и журналы по теме прерафаэлитов и творчеству Бёрн-Джонса:

Прерафаэлиты. Модернизм по-английски
Эдмунд Швинглхурст. Прерафаэлиты
Шедевры мировой живописи. Викторианская живопись и прерафаэлиты.
Игорь Светлов. Прерафаэлиты
Великие художники. Часть 27. Прерафаэлиты
Edward Burne-Jones: Victorian Artist-Dreamer
Pre-Raphaelite Brotherhood (Art of Century)

Немає коментарів:

Дописати коментар