Edward Burne-Jones. Эдвард Бёрн-Джонс.
![]() |
Смерть Медузы I. Ок.1882г. |
Среди британский художников 19-го века было множество ярких и талантливых личностей так или иначе связанных с духом романтизма, а затем и особого английского течения в искусстве - т.н. движением прерафеэлитов. Некоторые современные исследователи смело называют это явление "викторианским авангардом".
И один из самых ярких представителей этого движения - Эдвард Бёрн-Джонс. Удивительно тонкий, дотошный, меланхоличный живописец, создатель прекрасных декоративных композиций и множества церковных витражей. Собственно движение прерафаэлитов было одним из немногих организованных и идеологически удачно обоснованных альтернатив Королевской Академии.
![]() |
The Golden Stairs |
![]() |
Художник в 1882 году |
Большое значение уделялось технике создания картин. Чтобы воспроизвести манеру итальянских художников, работавших до Рафаэля, живописцы братства делали скрупулезные этюды тонов с натуры, воспроизводя их насколько возможно ярко и отчетливо, писали картины на влажном белом грунте. Они увеличили размеры полотен, чтобы уместить человеческие фигуры и предметы в их натуральную величину, как того требовали старые средневековые каноны настенной живописи. Конечно, основным источником сюжетов была Библия. В дальнейшем их творчество было тесно связано с литературой: с произведениями поэтов эпохи Возрождения - Данте, Шекспира, средневековыми легендами и балладами с поклонением прекрасной даме, самоотверженным мужеством рыцарей.
Берн-Джонс родился в 1833 году, в семье скромного рамочника-золотильщика Бирмингема. С раннего детства художник жил в собственном мире грез и фантазий, отгородившись от окружающего мира. В школе все же был прилежным, особенно в математике, по которой выиграл немало призов. Чуть позже были попытки изучения теологии и желание стать священником. Но статьи критика Джона Рёскина познакомили его с братством прерафаэлитов, идеи которых были созвучны со взглядами Эдварда на искусство. От богословия он отказался, чтобы сделать искусство своей первой религией.
![]() |
Автопортет |
Если не считать уроков у Россетти, Берн-Джонс не получил практически никакого художественного образования, всего в искусстве добившись своим выдающимся упорством. Его многочисленные ранние работы, выполненные чернилами и акварелью, проработаны исключительно тщательно и рассказывают в основном о романтических литературных сюжетах. Влияние искусства Россетти на творчество художника неоспоримо. Оно видно и в типах лиц персонажей, и в декоративности, и в прихотливости рисунка.
В 1860 году художник женился на Джорджине Макдональд, сестре своего старого школьного друга. Джорджина была идеальной хозяйкой дома и хранительницей очага. Отличалась ровным спокойным характером: именно такая жена нужна была нервному, аскетичному художнику, предпочитавшему светским удовольствиям работу в мастерской до полного нервного истощения, неизменно приходящего после завершения очередной большой работы. Джорджина окружила Эдварда заботой, заменив ему мать (которой он никогда не знал) став его музой и помощницей в делах.
![]() |
Охотничьи угодья купидона. 1885г. |
![]() |
William Scott Luce Window Malmesbury Abbey |
Движение прерафаэлитов второй волны, к которому примыкал наш художник, значительное внимание уделяло декоративно-прикладному искусству, возможно противопоставляя его штампованным изделиям промышленного массового производства.
Увлечение Средневековьем заставило прерафаэлитов изменить отношение к ремеслам, сделав их важной составляющей своего искусства. В 1861 году когда Моррис открыл в Лондоне фирму "Моррис, Маршалл, Фолкнер и Ко", занимавшуюся производством предметов декоративного искусства и домашней утвари (расписная мебель, витражи, керамика, обивочные ткани, предметы декора), Берн-Джонс присоединился к другу, став одним из деятельных участников движения "Искусства и Ремесла". Во многом именно на проектах и рисунках Эдварда держалась доходная деятельность фирмы, в которой он был разработчиком витражей фактически до конца жизни: сохранилось около тысячи эскизов выполненных им.
![]() |
Зеркало Венеры, 1875 |
![]() |
Пигмалион и образ. Сердечное желание. 1870 |
Работая активно как декоратор, художник не оставлял параллельных занятий живописью. Уже в 1860-х Берн-Джонс приобрел некоторую репутацию, позволившую ему занят твердое положение в мире искусства. Он стал известным в среде богатых и образованных людей. Постоянно неудовлетворенный результатом художник нередко возвращался к работе над своими полотнами через много лет, поэтому весьма сложно проследить эволюцию его стиля. Неуверенный в себе художник выставлял картины на всеобщее обозрение очень редко и потому был совершенно неизвестен широкой публике. Лишь в 1877 году картины были замечены и получили высокую оценку. В 1880-х он быстро стал широко востребованным.
Бёрн-Джонс отличался исключительной основательностью в подходе к изображаемому предмету. Чтобы добиться большей достоверности в передаче растений, он просил одного из своих друзей, имевшего загородный дом с садом, прислать ему самые тернистые ветви кустарника и тщательно изучал их причудливую пластику.
Авторские повторения одних и тех же сюжетов были для художника, как и для многих других прерафаэлитов, обычной практикой. Одним из таких циклов стал "Пигмалион и Образ" из четырех картин, рассказывающий о древнегреческом мифе любви скульптора к своему творению. тот цикл как никакой другой демонстрировал искреннюю любовь художника к идеалам итальянского Возрождения. Другой знаменитый цикл "Персей" создавался настолько долго, что заказчик не дождался его полного завершения, приобретя четыре из десяти запланированных работ.
![]() |
The Wheel of Fortune |
![]() |
Wise and foolish virgins. 1859 |
![]() |
Моргана ле Фей. 1862 |
![]() |
Lady Frances Balfour 1881 |
![]() |
Danae or The Tower of Brass |
![]() |
Шиповник III: Королевские покои. 1870-1890 |
![]() |
Битва Персея с драконом. 1878 |
В 1890-е здоровье Бёрн-Джонса, подорванное постоянной изнуряющей работой в мастерской, значительно пошатнулось. Он скончался 1896 году, но после смерти его репутация была неоднозначной. Одни критики упрекали художника в декадентстве, а его полотна - в излишней и ненужной тщательности, другие насмехались над наивными идеями рыцарства. Сам же художник хотел чтобы его картинами наслаждались, а не анализировали их.
![]() |
Король Кофетуа и нищенка 1884 |
Ссылки:
Українська ВікіПро художника в англійській Вікі
Гугл-выборка картин художника
Творчество художников викторианцев
Витражи Бёрн-Джонса
СВЕТСКИЕ И СКАЗОЧНО-МИФОЛОГИЧЕСКИЕ КРАСАВИЦЫ. EDWARD BURNE-JONES
Художник Burne-Jones Edward
http://gallerix.ru/album/Burne-Jones
http://www.centre.smr.ru/win/artists/bern-djons/biogr_bern-djons.htm
Ссылки на электронные книги и журналы по теме прерафаэлитов и творчеству Бёрн-Джонса:
Прерафаэлиты. Модернизм по-английскиЭдмунд Швинглхурст. Прерафаэлиты
Шедевры мировой живописи. Викторианская живопись и прерафаэлиты.
Игорь Светлов. Прерафаэлиты
Великие художники. Часть 27. Прерафаэлиты
Edward Burne-Jones: Victorian Artist-Dreamer
Pre-Raphaelite Brotherhood (Art of Century)
Коментарі
Дописати коментар