09.11.13

Женщины в сюрреализме



Речь пойдет больше не о моделях, служивших вдохновением для художников, а о тех, кто сам работал в направлении сюрреализма. Информацию я начал собирать по кусочкам из разных книг и уголков Сети для себя самого, в попытках поглубже нырнуть и освоить тему сюрреализма. Наработанный материал было жаль оставлять мертвым грузом на жестком диске, поэтому выкладываю здесь. Предупреждаю, что в этой статье я не касался творчества Фриды Кало, меня интересовали менее знаменитые, но не менее интересные личности.

Художницы были собраны без всякой иерархии. Никого из них я не считаю более талантливой, чем другие. У каждой были свои мотивы, своя индивидуальность, свои проблемы и свои радости. Собранные ссылки я поместил в конце статьи.


Варо Ремедиос (Remedios Varo Uranga)
1908-1963

"Создание птиц" 1957г.
В русскоязычной блогосфере Ремидиос Варо относительно популярна даже среди читателей и блогеров мало интересующихся искусством и сюрреализмом. И не удивительно. Ее творчество сложно классифицировать как чистый сюр, в нём сильна мистическая и сказочная атмосфера. Герои ее картин больше герои сказок, чем монстроподобные создания Дали или Эрнста. Критики и почитатели находили на ее полотнах то отголоски Босха, то Брейгеля, то Гойи, проводили сложные параллели и разгадывали аллегории. Например так. В общем - развлекались как могли.

Варо родилась в Испании, недалеко от Барселоны. Семья хорошо относилась к ее желанию рисовать, что позволило девушке получить отличное, для Испании, художественное образование. Варо выдержала сложные экзамены Мадридской Академии и прилежно училась в атмосфере строгости и суровой дисциплины. Тем более, что в то время подавляющее большинство студентов этого престижного учебного заведения были мужчинами.

Семейная жизнь была далеко не безоблачной. Бурные события Второй Мировой вынудили ее перебраться в Мексику (1941). В тот период страна принимала беженцев из Европы очень активно по сравнению с соседями. Быстрее всего власти пускали, конечно, испаноязычных. 

Мистика и магия действительно интересовали Варо, много времени она уделяла изучению книг БлаватскойГурджиева, Успенского, Экхарта. Без суеверий тоже не обходилось. 
Краденые вещи, 1955
Лунная долина, 1955

El Gato Helecho, 1957

Но за пределами Мексики Варо Ремидиос оставалась мало известна. Лишь в 1990-х интерес к ее работам пошел вверх. Стали выпускаться монографии и альбомы. 


Леонор Фини (Leonor Fini)1907-1996


Sunday Afternoon, 1980


Leonor Fini, Paris, 1961,
photographie de Cecil Beaton
Леонор родилась в Аргентине, в итало-аргентинской семье. С самых ранних лет она оказалась в центре проблем и бурных семейных страстей. Отец и мать часто не ладили друг с другом и со скандалом развелись. Мать уехала с ней в Италию но еще долго не утихали споры с кем же должна быть дочь. Сама художница вспоминала, что шесть лет, мать одевала ее как мальчика, когда Леонор выходила из дома, опасаясь, что отец сможет найти дочь и похитить её. 

Некоторые источники пишут, что отец на самом деле приезжал в поисках дочери, но уловка матери с переодеванием сработала, бывший муж бросил поиски, вернулся в Аргентину, и больше никогда не появлялся в жизни Леонор. 

К этому добавилась болезненность девочки - долгое время у нее были проблемы с глазами. Но в подростковом возрасте она выздоровела. В Триесте, где жила ее семья, Леонор все же посещала художественную школу, хотя по большей части оставалась самоучкой. 

Многие историки и биографы пишут о том, что сама Фини никогда не считала себя сюрреалисткой, хотя принимала участие почти в каждой крупной выставке представителей этого движения. Кроме того, она не входила ни в одну группу, а всегда оставалась «кошкой, которая гуляет сама по себе».

Как вспоминала сама художница, она не присоединилась ни к одной из групп сюрреалистов из-за авторитарного руководства лидера и основоположника сюрреализма Андре Бретона, который настойчиво хотел сделать Леонор Музой движения, вторгаясь в ее личную жизнь. Вообщем, у Фини не сложились отношения с Бретоном, потому что ее внутренняя свобода резко контрастировала с пуританизмом Андрэ. Как Дали и Арто, как и отмежевавшиеся позже от сюрреализма Пикассо и Джакометти, Фини видела в теории и трактатах сюрреалистов некую одержимость и радикализм, которые Дали назвал «типичным мелкобуржуазным менталитетом». 

La Machine Au Coudre 
(Швейная машинка).
 1978 г
.
Касалось это и сексуальной сферы. В первой половине ХХ века во Франции, где царили свободные нравы и мораль, Бретон пытался даже в сфере интимной жизни диктовать свои условия. Галерист Джон Майерс в 1969 году писал: «С одной стороны, Бретон терпеть не мог мужской гомосексуальности, однажды он даже пригрозил выдворить одного из членов своей группы, если тот не женится. Но с другой стороны, он закрывал глаза на вуайеризм и лесбиянство других».

Историки называют художницу «единственным аутсайдером», которая, тем не менее, постоянно была близка к сюрреалистам. Когда саму Фини спрашивали, к какой школе в искусстве она принадлежит? Кем себя считает - художницей, иллюстратором, сценографом или писательницей? Она всегда отвечала, что она - Леонор Фини, и этим все сказано.

Интересен также своеобразный вагонный циклПомимо портретов, фантастической живописи и графики с сильными эротическими мотивами, Фини писала прозу, занималась дизайном, книжной иллюстрацией, работала в театре, была художником по костюмам в фильме Феллини «Восемь с половиной».

Armine. Original color lithograph, 1976. 

Тойен (Marie Čermínová
1902-1980

Lithograph after a drawing, 1939-1940
В чешском искусстве Мария Черминова весьма известна. Тем более, что Чехия и в XIX и в 1-й пол. XX-го века имела налаженные культурные связи с Францией. Быстро воспринимала все свежее, что шло из Парижа. 

Большую часть активной творческой жизни Черминова провела в Париже. В 1919-20 году училась в школе Изящных искусств в Праге. В начале 1920х отправилась в Париж, где вошла в круг Андре Бретона. Вернувшись в Прагу, стала одной из основательниц чешского сюрреализма. Во время Второй Мировой ей пришлось скрываться, а после того как в Чехословакии к власти пришли коммунисты - бежать в Париж, прихватив почти все свои работы. Там она продолжила сотрудничество с Бретоном.

Она выбрала себе псевдонимом слово Toyen, которое по-чешски не имеет рода - ни женского, ни мужского. И сама старательно отказывалась от всего женского в себе, по-мужски одевалась и избегала женского общества. Но ее эротическое искусство все же явственно говорило что она женщина.

Начиная с 30-х годов, в творчестве Тойен всё заметнее проявляется эротическая тематика. Идейно это оправдывалось её протестом против чопорной асексуальности буржуазии, но возможно у этой "революционной борьбы" имелись личные основания. Необузданный темперамент брал своё. 






В наше время Тойен уже признанный классик сюрреализма. Мария Черминова скончалась в 1980 году в Париже, так и не вернувшись на родину.

Vykriky, 1959




Доротея Таннинг (Dorothea Tanning) 
1910-2012

Palaestra,1947
Доротея Таннинг была родом из штата Иллинойс, профессионального художественного образования не получила (проходив на занятия всего две недели). Переехав в Нью-Йорк зарабатывала рекламной графикой. Также известна тем, что была супругой самого Макса Эрнста, встретившись с ним в Большом Яблоке. 

Исследователи замечают, что ее творчество - уникальный сплав зловещей сексуальности со сказочной атмосферой, образами из детских страшилок и кошмаров, живущих под кроватью и в шкафу. А основные персонажи - девочки-подростки весьма провокационного вида, которых для удобства критики нарекли "Лолитами". 

Помимо деятельности художника, скульптора и иллюстратора, Таннинг создавала декорации и эскизы костюмов для балета и театров в Нью-Йорке, Лондоне и Париже, принимала участие в оформлении альбомов известных рок-групп  (Pink Floyd ). 

Тихая ночная серенада. 1946. Эта картина считается самой значимой
в творчестве Таннинг.
Гостевая комната 1948
Вместе с М.Эрнстом 

Доротее досталась нелегкая слава последней представительницы "каноничного" сюрреализма, ведь она пережила всех старых представителей этого направления. На просьбу оценить свой вклад в искусство в 2002-м Доротея Таннинг ответила: «Я буду рада предположить, что это будет чуть больше того, что видно обычным глазом».


Мерет Оппенгейм (Meret Oppenheim) 

1913-1985

Чайный меховой прибор, 1936
Мерет Оппенгейм.
Портрет с татуировкой. 1980.
Юность Мерет Оппенгейм прошла в кругу парижских гениев-сюрреалистов. Собственно вся ее семья отличалась высокой образованностью, любовью к искусству, а бабушка была известной и популярной писательницей в Швейцарии.

Приехав в 1932 году в 18-летнем возрасте в Париж, Мерет Оппенгейм заинтересовала своими работами и своей нестандартной внешностью художников из круга парижских сюрреалистов. Ман Рей создал знаменитую серию фотографий с ней в главной роли. Но быть почетной музой для движения сюрреалистов художнице было недостаточно. В 23 года девушка стремительно захватила себе место под сюрреалистическим солнцем  создав хрестоматийный артефакт направления - чайный меховой набор.

Легендарный "Чайный меховой прибор" – апогей абсурда и эталон предметного сюрреализма - в 1936 году стал одним из знаковых экспонатов Нью-Йоркского музея современного искусства.

Ранний успех сыграл с ней злую шутку. Художнице досталась долгая депрессия из-за неспособности превзойти свой дебют. Для преодоления которой потребовались годы, замужество с коммерсантом,  тяжелые поиски новых способов для самовыражения и недюжинная сила характера.

Свободу не дают — ее нужно брать самому!

Ссылки по теме:

Варо Ремидиос
Леонор Фини
Тойен
Доротея Таннинг

Марет Оппенгейм



Немає коментарів:

Дописати коментар